Детская психотерапия. И все, что для нее требуется

Детская психотерапия предполагает помощь при психологических расстройствах, помогает нормализовать поведение ребенка, учит контролировать избыточность эмоций и чувств. Существует несколько основных методов детской психотерапии и все они сопровождаются установлением личного контакта специалиста с ребенком. Найти общий язык с ребенком можно через непринужденное общение, игры, ролевые игры, награды за хорошие поступки, книги, сказки и игрушки. Во время игры, диалога, чтения, все внимание психотерапевта нацелено на чувствах, мыслях и реакции ребенка в различных ситуациях, для того чтобы выявить истинную причину нарушения самочувствия.

Наиболее распространенные психологические проблемы у детей

  • гиперактивность;

  • конструктивные расстройства в поведении;

  • принятия оппозиционной позиции (непослушание, негативизм, провокация родителей);

  • необоснованное чувство тревоги, депрессия;

  • расстройства связаны с обучением (задержка психического развития, аутизм и т.д.).

Психотерапия необходима детям и тогда, когда нет психологических нарушений, когда ребенок переживает серьезные изменения в жизни (развод родителей, изменение места жительства или учебы, агрессию или насилие). Некоторые психотерапии можно проводить родителям с ребенком дома. Чем младше ребенок тем большую роль в психологическом здоровье играют родители, поэтому им также важно понимать изменения в развитии ребенка и знать как предотвратить психологическим отклонением.

Этапы формирования психики ребенка

Для лучшего понимания ребенка родителям необходимо знать на каком этапе формирования личности и поведения он находится.

  • На первом году жизни у ребенка закладываются понятия доверия и недоверия. Поэтому ребенок, который окружали заботой и любовью вырастет открытым к людям и миру.
  • От двух до трех лет, ребенок приучается к самостоятельности. Первые шаги, первые слова и приучение к горшку, все это первые уроки автономности. И если ребенка ругать за то, что он не справился с вопросом собственной опрятности, можно посеять в его сознании чувство стыда, что бывает перерастает в замкнутость.
  • Дети в возрасте от трех до шести лет сталкиваются с первой социальной адаптацией в образовательных учреждениях. Ребенку становится сложнее так как правила поведения в саду несколько отличаются от домашних. И если ребенка постоянно ругать за погрешности он с веселого и игривого становится ворчливым и грустным. Поэтому, здесь следует отдавать предпочтение приемам поощрения, чем наказания.
  • Возраст от девяти до одиннадцати лет, этап установления связей. На основе предыдущих этапов ребенок использует определенный опыт в поисках друзей и строит новые коммуникации в коллективе.
  • Подростковый период, это завершающий этап в формировании психологии ребенка. При формировании личности на этом этапе важно устранить в ребенке неуверенность в своей внешности, низкую самооценку, и замкнутость. Также подростки переживают физиологические изменения и эмоциональные стрессы. Ко всем проявлениям подросткового поведения стоит относиться взвешенно и с пониманием. В подростковом возрасте также формируются архетипы человека, поэтому в компании для строительства дружеских отношений можно играть в карточные игры такие, как Архетипы - подростки, где можно веселиться и узнавать друг друга.

Поняв специфику изменения психологического состояния ребенка на каждом этапе, важно расставить приоритеты при воспитании и взять на вооружение советы психологов для преодоления тех или иных трудностей.

Методы решения психологических проблем ребенка

  1. Игровая терапия. Во время игры ребенок занимается привычным родом деятельности и освобождает эмоции и выражает чувства. Предложите малышу рисовать, играть с игрушками, придумать рассказ или интересную историю. Задействовав творческий потенциал можно раскрыть внутренний конфликт ребенка, что и является причиной нарушения поведения. Можно также предложить ролевые игры с помощью кукол-перчаток, где каждое действующее лицо сценической постановки может быть прототипом человека, который возможно является причиной эмоциональных переживаний ребенка.
  2. Поведенческая терапия. Помогает приобрести ребенку новые хорошие черты поведения. Например, если ребенок боится высказываться на уроках или в разных компании, можно с ним потренироваться и поговорить наедине, чтобы ребенок мог чувствовать себя среди друзей уверенным и коммуникабельным.
  3.  Учебно-поведенческая терапия. Решает проблему связанную с трудностями при процессе обучения. Этот метод предусматривает поощрение наградами за выполненную работу, а также определяет особенности восприятия информации ребенка. Когда ребенок столкнулся с трудностями восприятия информации или с осложнениями при коммуникациях ему важно взглянуть на ситуацию под другим углом. Поэтому в данный метод психотерапии предлагается включить чтение специальной художественной литературы, где у главного героя есть похожие проблемы. Для детей с аутизмом предлагаются книги с пиктограммами, такие как "Зоопарк" и "Белоснежка" с иллюстрациями, для лучшего восприятия истории.

Интернет-магазин "Инклюзия" предлагает разнообразить и усовершенствовать психотерапию только качественными и современными книгами и игрушками. Опираясь на опыт работы и анализ проведенный нашими экспертами у нас есть готовые решения и подкованность в решении индивидуальных пожеланий.