Кукольный театр - кто из нас не пробовал себя в роли волшебной феи с тоненьким голоском или пирата-разбойника, так угрожающе выкрикивающего? А вспомните, как было весело импровизировать! Никогда не знал до конца, что именно скажет или как поведет себя твой персонаж ... Это, пожалуй, самый интересный и творческий для малышей способ проведения времени. Атмосфера игры позволяет окунуться в причудливый мир, создателем которого является именно ребенок, без разного рода ограничений, страха, застенчивости и других подобных явлений. Здесь можно быть кем угодно, владеть супер силами, спасать мир, даже безобразничать, и вообще ... тебе ничего за это не будет.

Кукольный театр - лишь игра?

Однако, как оказывается, это далеко не просто игра или веселое времяпровождение. Сегодня кукольный театр вышел за эти пределы. Всем хорошо известно понятие «куклотерапии» широко используется в научно-педагогической литературе. Указанная терапия способствует улучшению психологического здоровья ребенка, его эмоционального состояния, развития общения, наблюдения, моделирования, что в свою очередь обеспечивает выработку соответствующих социальных навыков, так важных для детей с особыми образовательными потребностями.

Функции куклотерапии

Релаксационная - снятие эмоционального напряжения, ощущение полной безопасности («это не я, это кукла»);

Коммуникативная - развитие общения, создание атмосферы взаимного доверия;

Воспитательная - корректировки тех или иных проявлений поведения, выработка желаемого поведения;

Развивающая - развитие памяти, внимания, моторики, восприятия, речи и тому подобное;

Учебная - получение информации об окружающей среде.

Известно, что у детей с особыми потребностями в ходе традиционного обучения возникают проблемы с воплощением знаний в жизнь. А использование кукольного театра как одного из косвенных методов обучения выдается простым, ненавязчивым и к тому же эффективным. Ребенок практикует монологи и диалоги, учится четко и правильно произносить звуки. Кукольное представление позволяет детям открыто общаться с другими, изучать новые роли и общественное поведение в тех или иных обстоятельствах.

Также, во время игры с куклами дети чувствуют необходимую им физическую и психологическую безопасность, что поощряет к самовыражению. Это достигается прежде всего за счет эффекта «ширмы». Здесь можно свободно проявлять агрессию или любовь к кукле, что является самостоятельной фигурой, не боясь ни преследования или отторжения, реакции зрителей, не стесняясь петь или танцевать, в то время как в повседневной жизни ребенок бы никогда не решился.

Кроме того, это отличный способ без лишнего и непонятного малышам морализаторства привить такие общечеловеческие ценности как честность, сострадание, мужество, трудолюбие просто воспроизводя сцены так знакомых нам сказок.

А давай, я буду ...

Существует много видов кукольного театра: конусный театр, фланелеграф, настольно-плоскостной, картонный, теневой, пластилиновый, театр «пяти пальчиков» и другие. Какой выбрать? Все зависит от Вашего настроения и возможностей. Хотите изучать сегодня профессии? В ход пойдут обычные вырезки из журналов или специально распечатанные изображения, которые можно приклеить на спички или другие палочки. Может, ознакомление с новыми сказочными героями - самое то? Лишь несколько листьев фетра, клей и ножницы - и колобок у вас готов!

Но непременный атрибут любого кукольного театра - ширма (напольная или настольная) и, конечно же, сами персонажи (куклы-перчатки, пальчиковые куклы, куклы на трость и т.д.). Наиболее «эмоциональными» детям выдаются куклы-перчатки. Они удобно одеваются на ручку ребенка и ими легко управлять. Что уж говорить о большом, будто настоящим ротике куклы, которая «сама говорит»! Не менее увлекательной и важной является подготовка к «кукольному спектаклю» - ребенок может участвовать в изготовлении декораций, костюмов, придумывать новых персонажей и тому подобное. Время, приятно проведенное совместно со взрослыми, имеет огромное влияние на укрепление отношений доверия с детьми и способствует познанию друг друга.

Присутствие ребенка в таком представлении «от начала - до конца» не только развивает творчество, воображение, общение, способствует самовыражению, раскрывает новые таланты, формирует правильное произнесение звуков и т.п., но и дает ему возможность почувствовать себя действительно важным и значимым в этом мире.