Синдром Дауна - это генетическая аномалия, которая проявляет себя в присутствии лишней хромосомы в 21 паре. Пока нет окончательного утверждения какие именно факторы могут повлечь или предотвратить развитие этой аномалии.

   Когда родители узнают о диагнозе своего ребенка, то часто впадают в панику, испытывают страх и волнения. Но несмотря на все, они мечтают о комфортной и счастливой жизни для своего ребенка. Перед ними стоит задача - создать достойные условия для жизни ребенка, сделать ее длительной и насыщенной, помочь ребенку приспособиться к этому миру. Благодаря совместной работе родителей и специалистов можно достичь значительных успехов в учебе, социализации. «Солнечные дети» ходят в детские сады, учатся в школе и даже вступают в высшие учебные заведения.

   У многих детей, включая детей с синдромом Дауна возникают трудности при изучении математики. На помощь родителям и педагогам приходит программа Нумикон, которая имеет доказанную эффективность в обучении.

   Начинать работать с Нумикон нужно как можно быстрее, но ребенок к этому должен быть подготовлен.

   Что нужно знать до Нумикона?

   Развиваем мышление через внимание, память и логику.

   Прежде всего важна концентрация внимания - содержание информации об определенном объекте в кратковременной памяти. Это происходит не только из-за визуализации, но и через тактильные ощущения. Внимательно дышим, едим, играем. Без развития внимание не будет математики.

   Пространственное восприятие - это возможность стоять, двигаться, ориентироваться, принимать решения, анализировать. Обычно происходит через детские игры - прятки, игры с мячом, кубиками, пальчиками и др. Ребенок учится пониманию - большой-маленький, узкий-широкий, низкий-высокий, ближе-дальше. Это и есть начальные математические представления.

   Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может сосредоточиться на объекте или задаче, которую выполняет. Это можно проверить через игры с правилами или ролевые игры.

Развитие внимания очень важно, но это чрезвычайно сложный процесс для ребенка с синдромом Дауна. Поэтому нужно много общаться, хвалить, верить и поддерживать ребенка. Не допускать нервного напряжения, делать перерывы и при необходимости остановиться или даже вернуться на шаг назад.

   Память

Информация должна быть яркой и образной. Обычно мы запоминаем то, что нас поразило и вызвало эмоции. Важно не только увидеть определенный объект, а прощупать, понюхать или даже попробовать на вкус. Нужно обеспечить применение этого предмета в быту. А еще здесь хорошо работают ассоциации. На примере Нумикона в дальнейшем можно применять такую ​​ассоциацию: четные числа - кроватки, нечетные - стульчики.

   Логика

Книги и журналы с логическими задачами и загадками, кроссворды, сканворды, головоломки, настольные игры. Такого материала множество. Но с ним стоит подождать. Начинать развивать логическое мышление нужно с самого простого. Пригодятся игрушки, одежда, обувь, кухонные принадлежности и другие бытовые предметы. Самый простой пример с кубиком и шариком. Почему шарик катится, а кубик нет?

Этапы работы с Нумикон

   На первом этапе (сенсорном) преобразуем математику в игру и важно здесь задействовать все органы чувств.

Основная задача - освоить формы, запомнить их имена - Один, Два, Три и т.д. Очень важно в дальнейшем так и называть детали.

Практические советы

- Сюжетные игры. Формы становятся героями сказок, игр, театра. Один идет в гости к Два, Три съезжает с горки, Пять гуляет с Сем. Из подручных средств делаем домики, в которых будут жить наши герои или транспорт, в котором они будут путешествовать. А также формы могут «оживать» на рисунках ребенка.

- Заполняем пространство - делаем квадрат, используя один набор от 1 до 10, заполняем формами уже заранее подготовленный рисунок, складываем формы в коробку.

- Выкладываем и чередуем узоры из форм и счетных трубочек. Можно воспользоваться примерами рисунков, которые есть в наборах Нумикон или подключать фантазию и создавать свои изображения.

- Сортируем формы по цвету и по разным емкостях.

- Готовим печенье и потом кушаем его.

- Прячем формы под подушку, в мешочек, носки, песок, крупы, воду. Затем достаем, угадываем на ощупь. Каждому ребенку может подойти разный тактильный материал.

- Обводим, отбиваем на кинетическом песке, пластилине, глине. Купаем в ванне, бассейне.

- Строим башни, высотные дома, лестницы.

- Чтобы ребенку было интереснее, добавляем к играм и занятиям стишки, песенки, считалки. А также меняем игры. Возможностей множество и это все прекрасно работает.

На сенсорном периоде нужно задержаться минимум на 3 месяца. Кроме игр, счет используем в быту, на прогулках, во время путешествий, в очередях и тому подобное.

   На втором этапе выстраиваем числовой ряд, сопоставляем с цифрами, разбираем числовой ряд. На этом этапе постоянно все озвучиваем, обсуждаем, повторяем.

   Практические советы

   Повесить на стену числовую ленту и постоянно ею пользоваться. Ее можно сделать самостоятельно или использовать из набора Нумикон. По совету специалистов, ленту не нужно крепить около рабочего стола. Если она будет находиться в другой комнате, ребенок приложит больше усилий для того, чтобы запомнить и донести нужную информацию с первого или второго раза. Таким образом тренируется оперативная память.

- Строим числовой ряд в виде ступенек. Перечисляем его в прямом и обратном порядке. Для этого тоже придумываем интересный рассказ или игру - зайчик прыгает по ступенькам, космонавт летит на Луну. Ребенку будет интересно и весело, это будет побуждать его к повторению и лучшему запоминанию.

- Соединяем Нумикон с числами. Продолжаем использовать сенсорный материал. На этом моменте можно познакомить ребенка с понятием часа, а уже на следующих этапах научить ориентироваться во времени. Сопоставим цифры на часах с формами Нумикон.

- Начинаем учить «соседей» числа. Сравниваем числа - больше, меньше, поровну. Для знака больше-меньше используйте «крокодила», который захочет «съесть» больше число. Изучаем парные и непарные числа. Для занятий используем игрушки, сказки, рисунки. Также выполняем небольшие примеры, но только ради игры, не акцентируя внимания на математическом действие.

Занятия на втором этапе хорошо подготовят ребенка к школе и станут базой для дальнейшего изучения математики.

Третий этап направлен на изучение состава числа, перехода через десяток, счета до ста, математических действий - сложения, вычитания, умножения, деления.

   Практические советы.

- Для зрительного узнавания количества предметов заполняем отверстия форм Нумикон шариками, изюмом, камешками, конфетами и перечисляем их. Ребенок поймет, что количество отверстий совпадает с количеством предметов. Такое занятие поможет понять хранения чисел и узнавания числовых множеств.

- Для понимания состава числа строим башни, дорожки из форм и трубочек Нумикон.

- Используем плакаты с изображением цифр и соответствующим количеством предметов.

- Для занятий на этом этапе подойдут весы Нумикон.

- Используем пластины Нумикон как материал для арифметических действий. Кроме этого печатаем примеры на карточках, пользуемся другими дидактическими материалами, играем в настольные игры: «Лото», «Домино», «Турбосчет», «Халли-Галли», «10 свинок», «Котосовы», «7на9», «Цветариум» и многие другие. Для игр - бродилок берем два кубика, таким образом кроме счета, ребенок будет выполнять действие сложения.

- Важным моментом является научить ребенка считать деньги. Для этого следует сделать или приобрести копилку, играть в магазин, а в будущем поручать мелкие покупки и спланировать вместе бюджет на месяц.

- Чтобы достичь хорошего результата на третьем этапе нужно решать много примеров и задач, заниматься регулярно. Придумайте вознаграждение за выполненную работу.

   Нумикон прекрасно подойдет для всех детей. А игры с Нумикон заинтересуют и взрослых. Поэтому играйте всей семьей. Пусть ребенок будет уверен, что его поддерживают, верят в него, помогают ему. Это станет лучшей мотивацией для развития и обучения.

    Наборы Нумикон доступны в интернет-магазине "инклюзии: реабилитационное и коррекционное оборудование" в разделе «Учебно-методические средства».