За последние годы в Украине определенными методическими принципами сформировались следующие основные модели обучения:

• пассивная

• активная

• интерактивная

Интеракция - это непосредственное взаимодействие и взаимовлияние определенной группы людей в ходе общения. Именно это укладывается в основу интерактивного метода обучения.

Цель состоит в том, чтобы создать комфортные условия обучения, где каждый ребенок будет услышанный и увиденный, а также сможет почувствовать свою интеллектуальную способность и успеваемость.

 

Принципы работы интерактивного обучения


• Активность. Привлечение всех учащихся к совместной работе. Дети работают на общий результат.
• Обратная связь. Поощрение к обсуждению, дискуссии, высказывания собственного мнения.
• Эксперимент. Активный поиск новых идей и путей решения поставленных задач.
• Доверие. Важно чтобы ученик не только уважал педагога, но и доверял ему, чувствовал поддержку.
• Равенство взглядов. Возможность для ученика побыть в роли организатора, лидера. Учитель высказывает свое мнение наравне с другими участниками процесса.


Взаимодействие педагога и ученика

В отличие от активной и пассивной модели обучения, где педагог выступает как «источник знаний», организатор, контроллер, в интерактивной модели учитель является наставником. Он раскрывается перед учениками. Обеспечивается демократия между педагогом и учениками. Роль учащихся является чрезвычайно активной. Поскольку они принимают важные решения, выполняют много задач самостоятельно, общаются между собой, а также сочетают различные виды деятельности. Источником мотивации является не оценка, а стремление получить знания. Процент усвоения информации является высоким, поскольку контроль учителя по объему и глубине усвоения знаний является опосредованным. Предсказуемые результаты работы. Но стоит отметить, что интерактивное обучение требует от педагога дополнительных знаний по психологии общения, ведь нужно наладить контакт с каждым ребенком.

 

Классификация методов интерактивного обучения

1. Групповое обучение: «Карусель», «Аквариум», «Работа в парах», «Работа в тройках», «Диалог», «Синтез мыслей», «Совместный проект», «Поиск информации».

В ходе такого обучения обсуждается новый материал, с целью его осмысления и закрепления. У детей развиваются навыки общения в группах, умение высказываться и критически мыслить, убеждать, отстаивать свое мнение и в то же время положительно воспринимать критику в свой адрес.

2. Коллективно-групповое (фронтальный): «Микрофон», «Мозговой штурм», «Обучая-учусь», «Ажурная плитка», «Анализ историй и ситуаций», «Большой круг», «Дерево решений».

Этот метод предусматривает одновременную, совместную работу. Обычно одни ученики подают информацию, которую перед тем подготовили дома, а другие воспринимают ее, то есть происходит обмен, дети общаются между собой, учат друг друга. Благодаря этому методу за короткий промежуток времени усваивается большое количество информации.

3. Обучение в игре: «Имитация», «Ролевая игра», «Упрощенное судебное решение», «Общественные слушания».

Обучение в игре дает возможность самовыражаться, обеспечивает контроль вывода эмоций. Когда дети задействованы, тратится меньше времени на преодоление трудностей с дисциплиной. В игровой форме дети лучше воспринимают информацию, становятся более активными и раскрепощенными, избавляются от комплексов.

4. Обучение в дискуссии: «Пресс», «Дискуссия», «Дебаты», «Бесконечная цепочка», «Займи позицию», «Измени позицию».

Метод формирует навыки сотрудничества через дискуссии. В данном случае могут возникать проблемы, если ученик не имеет собственной позиции, а если и имеет то стесняется ее выразить. Или наоборот, ребенок не умеет слушать других и не готов идти на компромисс. Поэтому целью этого метода является научить детей сотрудничать, уважать друг друга, вести себя достойно во время споров, быть справедливыми, искренними и толерантными.

Результаты интерактивного модели обучения

Стоит отметить, что интерактивное обучение не является отдельным видом работы. Эта модель дополняет системы методов обучения. Это инструмент, который позволяет разнообразить занятия. Практика показывает, что такое обучение приносит хорошие результаты, позволяет достичь успеха. А также увеличивается процент усвоения знаний. Ученик развивает свою компетентность на всех предметах. Имеет возможность перенести полученные знания, навыки и способы деятельности на внешкольную жизнь и применять их в будущем.

Благодаря исследованиям, которые были проведены Национальным тренинговым центром в США в 1980-х годах, была создана схема - «Пирамида обучения». На ней изображены проценты усвоения материала через различные модели обучения. Согласно ей видно, что наибольших результатов можно достичь именно в условиях интерактивного обучения.

Поскольку дети усваивают школьный материал путем устного и зрительного восприятия информации, поэтому будет уместным применять в школе интерактивное оборудование, которое имеет расширенный функционал. Это интерактивные доски, проекторы, интерактивные проекции с различными играми. Использование такого оборудования создаст соответствующую атмосферу, позволит быстрее запомнить материал и сосредоточить внимание. А также значительно упростит работу, сделает процесс обучения более интересным и захватывающим.

В интернет-магазине «Инклюзия» вы сможете приобрести все необходимое оборудование для обустройства учебного класса, что будет способствовать эффективному и успешному обучению.