Образовательный процесс в наше время невозможно представить без налаженных коммуникаций учителя с детьми. Поэтому так важно грамотно и доступно подавать информацию как на уроках так и за стенами школы. Каждый опытный учитель согласится, что иногда удачно подобранных слов недостаточно для взаимопонимания со всеми учениками. Когда место за партой занимает ребенок с проблемами слуха, подход к обучению меняется коренным образом, ведь педагогам необходимо расширять свои коммуникационные навыки и применять все новые методики. Зачастую для более эффективного обучения нужно не только изменить подход к педагогическому процессу, но и изменить учебную среду.

Организация инклюзивного пространства требует внимательности к деталям и продуманности. Ведь важно сделать доступным не только обучение, но и развлечения для детей. Стоит отметить, что занятия спортом тоже требуют особого обустройства для безопасного оздоровления всех без исключения.

Инклюзия детей с недостатками слуха - это прежде всего возможность усовершенствования учебных заведений, системы образования, а вместе с тем и общества в целом. В предыдущей статье мы рассмотрели все тонкости организации инклюзивного пространства для слабовидящих детей, сейчас речь пойдет о том, как важно слышать сердцем.

Десять шагов к адаптации учебного заведения для детей из мира тишины

Прежде чем внедрять изменения в учебную среду важно видеть повседневные проблемы, с которыми сталкивается ребенок с недостатками слуха. Какие условия затрудняют восприятие информации, а что может стать ключом к разъяснению новых тем. Мы выделили основные шаги, которые нужно пройти для решения существующих проблем.

  1. Благоприятная акустика. Плохая акустика может "съедать" слова, поэтому дети, которые пользуются слуховым аппаратом будут получать неполную или недостоверную информацию. Учителям важно следить за подачей голоса и направлением звука. Также в классе нужно отдавать предпочтение напольным покрытиям уменьшающим шум от шагов для ребенка в аппарате.

  2. Открытая обзорность. Стоит обратить внимание на размещение парт. Их следует разместить "U-образно", чтобы ребенок мог видеть каждого, кто говорит с места в классе. Кроме того, больше ни одна спина не будет отвлекать учеников на задних партах от доски.

  3. Правильное освещение. Поверхность доски которая сверкает от света, яркое полуденное солнце, слепит глаза, или полумрак в предрассветный час - все это недопустимые в классе ошибки освещения. А доску необходимо выбирать максимально матовую или комбинированную доску, на которой будут видны все надписи без бликов.

  4. Готовность к экспериментам. Когда в школе учится особенный ребенок, обновлениями школьной программы нельзя ограничиваться. Следует постоянно искать и применять методики, которые сделают более эффективным восприятие и воспроизведение информации (часто недостатки слуха сопровождаются нарушениями речи).

  5. Чтение по губам. Ошибочно думать, что глухие дети умеют лучше читать по губам. Однако такие навыки они могут приобретать благодаря упражнениям и собственным наблюдениям, которые в дальнейшем помогут облегчить понимание собеседника. Поэтому учителю запрещается объяснять материал стоя лицом к доске, или находясь за спинами учеников.

  6. Получение нового опыта и знаний учителями. Работа с особыми детьми требует индивидуального подхода каждого педагога. Поэтому так важно углублять свои знания в узкоспециализированных областях. Так для обучения детей с недостатками слуха необходимо освоить язык жестов.

  1. Социальная адаптация. Каждый ребенок особенный по-своему, поэтому учителям важно работать над уверенностью каждого ученика, и ощущениями уважения к особенным детям в классе.

  2. Сотрудничество с родителями. Безусловно родители принимают активное участие в адаптации детей. Но важно с родителями именно сотрудничать, ведь именно родительская любовь и ваш профессиональный подход это фантастическая смесь для успешности ребенка.

  3. Акцент на восприятии каждой темы. Прежде, чем перейти к новой теме, нужно убедиться понял ли ребенок материал,  изложенный в предыдущей теме. Порой нам бывает трудно догнать утраченную информацию, дети же с недостатками слуха прикладывают колоссальные усилия чтобы заполнить пробелы в знаниях.

  4. Техническое обеспечение. Наличие в классе медийной доски и проектора значительно облегчает визуализацию изложенного материала.

Существует еще много деталей, которые можно совершенствовать в процессе обучения, поэтому нужно быть внимательным, чтобы учесть каждый из них.

Роль тактильных ощущений в восприятии мира глухими детьми

Кроме зрительных ассоциаций важную роль играют различные типы поверхностей, которые позволяют составить свое представление об окружающем мире. Ассоциации абстрактных понятий с вполне реальными предметами позволяют практически понять их значение и запомнить их по тактильным ощущениям. Например плавность классической музыки можно ассоциировать с гладкостью поверхности воды, которую можно почувствовать на ощупь, для лучшего понимания детьми. Для такого ассоциативного и абстрактного обучения на помощь придет большой набор Фребеля. Игра с таким набором обеспечивает:

  1. развитие мелкой моторики;

  2. улучшение координации движений и тактильной стимуляции;

  3. развитие воображения и логического мышления;

  4. развитие интеллекта;

  5. основы для творчества.

Набор включает в себя конструктор, пазлы, мозаику, сенсорные мячики, кубики и много других интересностей. Он станет прекрасным дополнением вашего инклюзивного класса.

Интернет-магазин "Инклюзия" предлагает только актуальные методики для адаптации детей с недостатками слуха в обществе. Также в нашем магазине доступна подборка специальной литературы, которая станет полезной для родителей и педагогов.