Образовательный процесс в наше время невозможно представить без налаженных коммуникаций учителя с детьми. Поэтому так важно грамотно и доступно подавать информацию как на уроках так и за стенами школы. Каждый опытный учитель согласится, что иногда удачно подобранных слов недостаточно для взаимопонимания со всеми учениками. Когда место за партой занимает ребенок с проблемами слуха, подход к обучению меняется коренным образом, ведь педагогам необходимо расширять свои коммуникационные навыки и применять все новые методики. Зачастую для более эффективного обучения нужно не только изменить подход к педагогическому процессу, но и изменить учебную среду.
Организация инклюзивного пространства требует внимательности к деталям и продуманности. Ведь важно сделать доступным не только обучение, но и развлечения для детей. Стоит отметить, что занятия спортом тоже требуют особого обустройства для безопасного оздоровления всех без исключения.
Инклюзия детей с недостатками слуха - это прежде всего возможность усовершенствования учебных заведений, системы образования, а вместе с тем и общества в целом. В предыдущей статье мы рассмотрели все тонкости организации инклюзивного пространства для слабовидящих детей, сейчас речь пойдет о том, как важно слышать сердцем.
Десять шагов к адаптации учебного заведения для детей из мира тишины
Прежде чем внедрять изменения в учебную среду важно видеть повседневные проблемы, с которыми сталкивается ребенок с недостатками слуха. Какие условия затрудняют восприятие информации, а что может стать ключом к разъяснению новых тем. Мы выделили основные шаги, которые нужно пройти для решения существующих проблем.
-
Благоприятная акустика. Плохая акустика может "съедать" слова, поэтому дети, которые пользуются слуховым аппаратом будут получать неполную или недостоверную информацию. Учителям важно следить за подачей голоса и направлением звука. Также в классе нужно отдавать предпочтение напольным покрытиям уменьшающим шум от шагов для ребенка в аппарате.
-
Открытая обзорность. Стоит обратить внимание на размещение парт. Их следует разместить "U-образно", чтобы ребенок мог видеть каждого, кто говорит с места в классе. Кроме того, больше ни одна спина не будет отвлекать учеников на задних партах от доски.
-
Правильное освещение. Поверхность доски которая сверкает от света, яркое полуденное солнце, слепит глаза, или полумрак в предрассветный час - все это недопустимые в классе ошибки освещения. А доску необходимо выбирать максимально матовую или комбинированную доску, на которой будут видны все надписи без бликов.
-
Готовность к экспериментам. Когда в школе учится особенный ребенок, обновлениями школьной программы нельзя ограничиваться. Следует постоянно искать и применять методики, которые сделают более эффективным восприятие и воспроизведение информации (часто недостатки слуха сопровождаются нарушениями речи).
-
Чтение по губам. Ошибочно думать, что глухие дети умеют лучше читать по губам. Однако такие навыки они могут приобретать благодаря упражнениям и собственным наблюдениям, которые в дальнейшем помогут облегчить понимание собеседника. Поэтому учителю запрещается объяснять материал стоя лицом к доске, или находясь за спинами учеников.
-
Получение нового опыта и знаний учителями. Работа с особыми детьми требует индивидуального подхода каждого педагога. Поэтому так важно углублять свои знания в узкоспециализированных областях. Так для обучения детей с недостатками слуха необходимо освоить язык жестов.
-
Социальная адаптация. Каждый ребенок особенный по-своему, поэтому учителям важно работать над уверенностью каждого ученика, и ощущениями уважения к особенным детям в классе.
-
Сотрудничество с родителями. Безусловно родители принимают активное участие в адаптации детей. Но важно с родителями именно сотрудничать, ведь именно родительская любовь и ваш профессиональный подход это фантастическая смесь для успешности ребенка.
-
Акцент на восприятии каждой темы. Прежде, чем перейти к новой теме, нужно убедиться понял ли ребенок материал, изложенный в предыдущей теме. Порой нам бывает трудно догнать утраченную информацию, дети же с недостатками слуха прикладывают колоссальные усилия чтобы заполнить пробелы в знаниях.
-
Техническое обеспечение. Наличие в классе медийной доски и проектора значительно облегчает визуализацию изложенного материала.
Существует еще много деталей, которые можно совершенствовать в процессе обучения, поэтому нужно быть внимательным, чтобы учесть каждый из них.
Роль тактильных ощущений в восприятии мира глухими детьми
Кроме зрительных ассоциаций важную роль играют различные типы поверхностей, которые позволяют составить свое представление об окружающем мире. Ассоциации абстрактных понятий с вполне реальными предметами позволяют практически понять их значение и запомнить их по тактильным ощущениям. Например плавность классической музыки можно ассоциировать с гладкостью поверхности воды, которую можно почувствовать на ощупь, для лучшего понимания детьми. Для такого ассоциативного и абстрактного обучения на помощь придет большой набор Фребеля. Игра с таким набором обеспечивает:
-
развитие мелкой моторики;
-
улучшение координации движений и тактильной стимуляции;
-
развитие воображения и логического мышления;
-
развитие интеллекта;
-
основы для творчества.
Набор включает в себя конструктор, пазлы, мозаику, сенсорные мячики, кубики и много других интересностей. Он станет прекрасным дополнением вашего инклюзивного класса.
Интернет-магазин "Инклюзия" предлагает только актуальные методики для адаптации детей с недостатками слуха в обществе. Также в нашем магазине доступна подборка специальной литературы, которая станет полезной для родителей и педагогов.