Наше общение является зеркалом нашего поведения и репутации, следовательно характеризует нас в обществе как личность. Существует устойчивое выражение, что словом можно ранить и исцелить, построить стену или соорудить мост, "мост толерантности и понимания" между людьми. Строительство "моста равенства возможностей" и является нашей целью.

"Ребенок с инвалидностью", этот термин касается детей, имеющих устоявшиеся физические, эмоциональные или интеллектуальные нарушения. Существует две модели понимания инвалидности: медицинская и социальная. Медицинская модель видит проблему именно в инвалидности людей, то есть их ограничения вызванные только их нарушениями. Однако, модель, которую наследует весь мир – социальная – характеризует инвалидность, как создание обществом условий, неудобны для всех людей.

Чтобы лучше понимать разницу, представьте, что человек на коляске хочет воспользоваться общественным транспортом, но не может. В чем заключается главная проблема? По медицинской модели, причиной, препятствующей пользованию общественным транспортом, является именно коляска, человек, и его физические нарушения. Социальная модель освещает проблему невозможности пользования общественным транспортом потому что проектировщики маршрутного такси не сделали удобного заезда в транспорт на коляске, зато спроектировали ступеньки, барьеры, узкие проходы, которые препятствуют свободному передвижению. Именно такое окружение и делает человека "инвалидом". Социальная модель позволяет понять барьеры окружения, и исправить их. Существуют, также препятствия:

  • ментальные – стереотипы и суждения относительно людей с инвалидностью;

  • институциональные барьеры, связанные с законами и политикой;

  • экономические барьеры;

  • коммуникационные барьеры.

Именно коммуникационные барьеры, наши слова или поведение, которые хотя и не являются сознательным злым умыслом, но могут стать причиной дискриминации окружающих нас людей. В следующем разделе речь пойдет о важности правильного общения с детьми с инвалидностью; мы разберем наиболее распространенные ошибки в общении и поведении.

 

Инклюзия в словах и действиях.

Как общаться с детьми с особыми образовательными потребностями в школе, дома, на работе...

  

Кроме физической адаптации, не менее важна социальная адаптация. В школе, на игровой площадке, в библиотеке или в магазине, с друзьями родными или просто знакомыми, никто не хочет быть оскорбленным, обделенным или наоборот выделенным среди других в негативном свете. Детям с инвалидностью важно чувствовать свое полноправие и важность (как и каждому из нас). Существует пять основных правил, которыми нужно пользоваться не только в присутствии людей с инвалидностью (чтобы их не дискриминировать), но и в повседневной жизни, в мыслях. Такое поведение помогает воспитать в себе в первую очередь эмпатичность, и в обществе увеличить общий уровень сердечности и толерантности.

  1. Не акцентируй внимание на инвалидности. Инвалидность – это не основная характеристика человека. Представляем своего знакомого правильно: "Знакомьтесь, Олег, отличник в классе." (Не правильно будет сказать: "Олег, тот, что на инвалидной коляске").

  2. Бывают случаи, когда какую-то характеристику ребенка нужно выделить среди других (прическу, поведение, инвалидность). В таких случаях следует использовать правило в котором на первом месте человек (а не то, что его характеризует). Поэтому нельзя употреблять: инвалид-колясочник, немой. Правильно заменить: девушка на инвалидной коляске, человек с нарушением речи.

  3. Термин "человек с ограниченными возможностями" пришел на замену устаревшему и оскорбительному слову "инвалид". Но сейчас существуют альтернативы, которые не дискриминируют, но ставят человека с инвалидностью в позицию человека-личности, а не жертвы обстоятельств. Поэтому заменяем фразу "дети с ограниченными возможностями" на "дети с инвалидностью".

  4. Искореняем оскорбительные слова по отношению ко всем. Фраза, "Ну ты и даун", в отношении человека, который не имеет синдрома Дауна, подавляет не только лицо которому это сказали. Использование названий заболевания в качестве ругательств приводит к укорененности мысли, что дети с инвалидностью является хуже детей без инвалидности. Такое высказывание является не допустимым.

  5. Когда ребенка с инвалидностью классифицируют как ребенка с особыми образовательными потребностями, в противовес мнению, что каждый человек имеет свои особые потребности. Кто-то носит очки, кто-то общается на языке жестов, кто-то медленно бегает… Разве не все мы имеем особые образовательные потребности?

Инклюзивное пространство повсюду – реальность, к созданию которой может присоединиться каждый

Инклюзия – это понятие, обозначающее "привлечение", а инклюзивное пространство, как ничто другое требует глобального привлечения каждого из нас к принятию отличий, к совершенствованию пространства, к толерантному отношению каждого из нас к окружающему миру.

Мы не знаем, что нас ждет завтра, мы все имеем проблемы, которые нужно решать, возможно не всегда хватает ресурсов, но действовать можно без особых предпосылок. Просто начни с первого шага!

  1. Измени отношение к людям с инвалидностью из сострадания на уважение. Научиться общаться и вести себя правильно. Ведь сочувствие фокусирует внимание общества на инвалидность, которую часто отождествляют с неполноценностью. Уважение к человеку с инвалидностью, как к личности, правильно расставляет приоритеты в социуме.

  2. Измени условия в своей сфере деятельности. Ты владелец аптеки? Поставь пандус перед входом. Работаешь учителем, кроме того что ты можешь учить детей с особыми возможностями, ты можешь провести воспитательную беседу с учениками на эту тему, будь социально активным.

  3. Привлекай внимание социума к вопросу инклюзии. Предложи на встрече с представителями ОСМД своего дома, усовершенствовать обустройство подъездов подъемниками и пандусами. Запланируйте обновление игровой площадки каруселями и песочницами для детей с инвалидностью. Сделай пост об этом в соцсетях, вдохнови других действовать.