Игры для детей с нарушениями зрения

                                        

Казалось бы, как незрячим или слабовидящим детям можно весело проводить время или играть? Действительно, в силу определенных обстоятельств, будучи погруженными в темный или невнятный мир, дети в определенной степени лишены такой активной деятельности, которую испытываю их зрячие сверстники. И это неудивительно, ведь практически все игры по своей форме визуальные и требуют самостоятельного действия со стороны игрока.

Особенность игровой деятельности

Игровая деятельность, конечно же, присутствует в этой категории детей, и она имеет свою специфику. Да, это, в первую очередь, связано с физическими недостатками. Играть в прятки где-то на дворе, догонять друга на велосипеде или даже восхищаться величиной надутого мыльного пузыря, к сожалению, невозможно. Игры возникают в очень ограниченной плоскости - в основном это словесное пространство. Очень слабое или полностью отсутствующее зрение замедляет развитие моторики у детей, поэтому подвижность как таковая практически отсутствует, уровень пространственной ориентации низкий. Пассивное времяпровождение снижает физическую подготовку, часто ведет к ожирению. Кроме этого, на игровую деятельность влияет такое психическое своеобразие как инертность, депрессивное настроение и аутичные тенденции. Изоляция от других сверстников, погружение во внутренний мир, дефицит социального взаимодействия - все это таки снижает желание играть.

Действовать, действовать и еще раз действовать!

Таким образом, родители и воспитатели детей с нарушениями зрения должны максимально привлечь таких детей к активной деятельности, на сколько это возможно. Активная деятельность позволяет детям овладеть базовыми и в дальнейшем развивать сложные моторные навыки. Она ведет к улучшению сердечно-сосудистой выносливости, равновесия и общей координации. С помощью движений ребенок учится пространственной ориентации, что помогает использовать другие ощущения, например осязание, слух.

Кроме того, не забывайте об эмоциональной сфере. Как и все дети, дети с нарушениями зрения наделены полным спектром эмоций - они могут быть эгоистичными, неуверенными, застенчивыми, нетерпеливыми или медленными, впадать в приступы гнева и т.п., а в ходе игры они учатся самовыражению, контроля эмоций и желанному общественному поведению. Интересно, что незрячие и слабовидящие дети лучше играют не друг с другом, а с другими сверстниками. Дети совершенствуют наблюдение, слушание, память, концентрацию и принятие решения, приобретают навыки стратегии и командной работы, что важно для их интеллектуального развития. Хотя дети играют исключительно для удовольствия, а не с определенной целью, несмотря на это они совершенствуют фантазию, умение делать вид, сотрудничество с другими, движения тела и изучение их среды. Важно помнить, однако, что многим детям с нарушением зрения необходимо учиться «как» играть в игры должным образом, поскольку они не могут это сделать, просто понаблюдав за другими. Многие игры поощряют детей к развитию основных познавательных понятий, например, распознавание букв, цифр, цветов, форм и текстур, а также важных социальных навыков, в частности взаимоуважения, игры по очереди, участие в групповой деятельности; во время игры они чувствуют свою принадлежность к сообществу и важность своей личности и тому подобное.

Итак, игры!

Фактически, незрячие и слабовидящие дети могут играть в большинство игр, с незначительными модификациями. Самые популярные игры, адаптированные для детей с нарушениями зрения - это, в первую очередь, настольные игры:

Монополия

 

Пожалуй, наиболее узнаваемая настольная игра в мире. Более 1000 различных версий. И монополия Брайля (Монополия с брайлевскими обозначениями для слепых) - очевидный выбор номер один. Это классическая игра для всех поколений. Все карточки со шрифтом Брайля и крупной печатью. Кубик и денежные банкноты аналогичны. Интересная, захватывающая и командная игра обеспечит отличное времяпровождение.

Шашки та шахматы

 

Эти простые, но классические игры также специально адаптированные для детей с нарушениями зрения. Каждая клеточка и фигура обозначена в особый способ: предусмотрены соответствующие углубления на доске, а также рельефная поверхность соответствующих фигур. Развивают логическое и стратегическое мышление, терпение.

Карточные игры

 

Карточные игры - вкус уже сознательного детства каждого! Например, карты игральные для слепых, набор для игры в Бинго и тому подобное. Все они содержат незаметен для зрячих, однако так необходим для незрячих шрифт Брайля на углах. Одна из «более новых» карточных игр, основанная в 1971 году - УНО. Эта версия также содержит обозначения Брайля на карточках, позволяет незрячим детям различать цифры и фигуры.

Игры с использованием деревянных предметов

Это могут быть разнообразные головоломки или пазлы из дерева, домино, нарды и тому подобное. Очень эффективны для развития моторики, тактильных ощущений, интеллектуального мышления. Кроме того, сама работа с деревом - довольно популярное хобби. Отсутствие зрения вовсе не означает, что этим невозможно заниматься; следует просто адаптировать инструменты и тщательно соблюдать правила безопасности.

Да, для детей с нарушениями зрения значимость игры невозможно переоценить. Игровая деятельность повышает уровень их общественной адаптации, компенсирует физические недостатки и корректирует вторичные отклонения. Она существенно влияет на физическое развитие ребенка, зрительное восприятие, общение, формирование нравственных качеств и тому подобное.

Поэтому обеспечение активной деятельности детям с нарушениями зрения - это обеспечение им возможности жить самостоятельно и продуктивно, восхищаться интересным для них безопасным времяпрепровождением, на равных общаться с другими и, просто, чувствовать себя неотъемлемой частью общества.