На сегодняшний день в Украине значительно возросло количество детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Причин развития детского церебрального паралича несколько. В большинстве случаев это происходит еще во время внутриутробного развития или при рождении. Человек с этой особенностью в течение всей жизни сталкивается с трудностями. Для улучшения состояния нужно много усилий родителей, учителей, врачей и самого ребенка.

 

Чтобы достичь положительной динамики, лечение и реабилитацию желательно начинать как можно раньше.

Для психического и физического развития, важно не только медикаментозное лечение, ЛФК, массажи, реабилитация, но и навыки общения, коммуникации, социальная адаптация. Поэтому особое внимание следует уделить коррекции речевых нарушений, которые случаются примерно у 80% детей с ДЦП. В зависимости от симптомов и тяжести поражения, бывают разных форм. Основными являются: дизартрия, дислексия, дисграфия, алалия, задержка речевого развития.


 
Факторы, которые влияют на задержку речи у детей с ДЦП

Прежде всего это повреждение определенных участков мозга и медленный темп развития речевых зон.
Также важную роль играют окружающая среда (в которой находится ребенок) и люди которые его окружают. Часто причиной задержки речи становится гиперопека родителей. Они пытаются помочь своему ребенку всеми силами, но не задумываются, что тем самым лишают его каких-либо действий или попыток сделать что-то самостоятельно. Ребенок получает все готовое и соответственно у него нет необходимости попросить, объяснить, уточнить.
Специалисты рекомендуют привлекать детей не только к самообслуживанию, но и для выполнения незначительных задач в повседневной жизни, которые ему по силам. Обязательным является похвала (после того как ребенок справится) и поддержка и понимание (в случае неудачи).
Еще одним фактором является адаптация в социуме. Это привлечение ребенка к учебному процессу, возможность посещения садов и школ, общение со сверстниками. Долгое время в нашей стране считалось нормальным оставлять ребенка с особенностями дома. Таким образом он не имел достаточной возможности развиваться.
К счастью, сейчас активно внедряется инклюзивное образование, благодаря котором дети становятся более открытыми, больше общаются, увереннее чувствуют себя, находят друзей. Обычно это тяжелый и долгий процесс, требующий тщательной подготовки. Прежде всего, нужно обеспечить учебное заведение необходимым оборудованием, должны быть задействованы специальные учебные методики и технические обеспечения. Ребенок с ДЦП не должен испытывать неудобств и препятствий. Также важным моментом является научить детей правильно относиться к особенностям других людей, развивать в них уважение и заботу, любовь и толерантность.

Методы для коррекции речи
Помощь должна предоставляться с учетом разновидности нарушений, индивидуальным подходом и правильно определенным диагнозом.

 
                                                 Логопедический массаж
Является одним из способов коррекции речевого развития, который имеет несколько видов.
Классический - выполняется руками, это традиционные поглаживание, постукивание, растягивание.
Точечный - задействованы биологически активные точки (БАТ).
Сегментарно-рефлекторный - в логопедии этот массаж направлен на голову, воротниковую зону, лицо, шею.
Вибральний - является действенным на начальных этапах работы. Здесь используются различные вибромассажеры, которые не только помогут в развитии речи, но и обеспечат успокаивающим действием.
Задача массажа: стимуляция речевого развития, задействование в речевую деятельность новых групп мышц, нормализация тонуса, уменьшение слюноотделения, улучшение жевания и глотания.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Упражнения направлены на улучшение произношения, корректируют дыхание, и помогают увеличить поступления кислорода в организм. В помощи станут разнообразные игрушки. Такие как: летающая шарик, воздушное лото и другие.

Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики является одним из важных аспектов при корректировке речевых нарушений, поскольку у детей с ДЦП возникает взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. При правильном подходе, систематической и упорной работе, получим отличные результаты.
Средства, используемые при этой методике:
- Гимнастика и массаж кистей рук, пальчиков. Может сопровождаться стихами и песенками.
- Игры с дидактическими материалами. Выбор очень большой. Все они яркие, цветные. Это непременно привлечет внимание ребенка, улучшит его настроение, поощрит к работе. А такая игрушка как музыкальный коврик еще и потренирует слух.
- Упражнения с мячиками и шариками.
- Игры с конструктором, мозаикой, пуговицами, прищепками, а также природными материалами.
- Рисование, раскрашивание, аппликация, лепка.

Подвижные занятия
Всем известно, что движение - это здоровье. Подвижные игры и упражнения помогут нормализовать темп и ритм речи. Задачи не должны быть сложными - топот ногами, хлопанье в ладоши, постукивание, поднимание рук. Важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его возможности и навыки.

 
Другие методики и программы
Музыкотерапия, сказкотерапия, программа для изучения математики Нумикон тоже эффективны для обучения и коррекции речи.

Итак, для того чтобы работа была эффективной, характер коррекции речевых нарушений должен быть комплексным, продуманным и систематическим. Специалисты должны взаимодействовать между собой и родителями. Пусть занятия проходят в игровой форме и обязательно с положительными эмоциями.

В интернет магазине «Инклюзия: реабилитационное и коррекционное оборудование» вы можете получить необходимую консультацию и выбрать то, что вам понадобится для коррекции речевых нарушений у детей с ДЦП.