Игрушки играют важную роль в жизни каждого ребенка. Это незаменимые спутники малышей. Они помогают исследовать окружающий мир, дают толчки к развитию творческих способностей и новых умений. Игрушки должны радовать, доставлять удовольствие, восторг, поднимать настроение. Поэтому очень важно правильно подойти к выбору. Не стоит покупать слишком много игрушек, а только действительно нужные, качественные и безопасные.

 

Наблюдая за игрой, мы можем многое узнать о внутреннем мире ребенка, определить его характер и темперамент. Все детки разные, у каждого свои интересы и предпочтения.

 

Особенности игровой деятельности ребенка с расстройствами аутистического спектра

Игровой процесс должен быть сформирован опираясь на индивидуальные особенности, типы восприятия. Например, у ребенка с гиперчувствительностью и гипочувствительностью на ту же игрушку может возникнуть абсолютно противоположная реакция. То, что одних успокоит, других разозлит.

 

Обычно игрушка используется не по ее функциональному назначению, ребенку не важна социальная роль предмета. Он больше опирается на сенсорные ощущения, которые получает в процессе манипуляции с игрушкой. Часто ребенок предпочитает неигровые предметы. Это может быть кухонные принадлежности, элементы одежды, обуви и тому подобное. Это не есть совсем отрицательной стороной. Поскольку важно то, что ребенку это нравится, он чувствует комфорт и именно из-за действий, которые ему приятны, мы сможем привлечь его к другим играм. И тем самым, достичь успеха в обучении и развитии.

 

На что стоит обратить внимание родителям при выборе игрушек:

 

- Простые, понятные и доступные.

- Не должны вызывать раздражение и напряжение, а наоборот успокаивать.

- Должны помогать выражать эмоции.

- Задействовать разные ощущения - слух, зрение, осязание и другие.

- Индивидуально подобраны. При необходимости, посоветоваться со специалистами, которые работают с ребенком (педиатр, физиотерапевт, сенсорный терапевт, логопед).

Игрушки можно разделить на несколько групп по мере того, как они влияют на развитие ребенка.

 

 

Для сюжетно-ролевых игр

Обычно ребенок играет сам, ему сложно найти контакт с другими детьми или взрослыми. Очень трудно проявлять свои эмоции, а также различать эмоции окружающих. Используя Наборы карточек и постеров «Емоциии. Чувства», карточек по методике Глена Домана мы вводим систему альтернативной коммуникации, которая послужит звеном между невербальным и словесным общением. Ребенок сможет высказать свое мнение, а родители и учителя поймут как он себя чувствует.

Кукла - перчатка Puppets побуждает к игре и диалоге, поможет наладить контакт.

Такие игрушки рекомендуют применять для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, дефектологом, логопедом. Также можно использовать дома, на прогулке, в поездках.

 

Для стереотипных игр

Сборка деталей в один ряд, повторяемость действий с предметами, сортировка по цвету, размерам - это любимые занятия детей аутистов. Здесь пригодятся конструкторы и кубики. Только не нужно перегружать ребенка большим количеством деталей. Пусть их будет несколько, но качественных, экологически чистых и безопасных, приятных на ощупь и не слишком яркого цвета.

Стереотипные игры помогают преодолеть стресс, раздражительность, успокаивают и расслабляют.

Эту же функцию берут на себя игрушки антистресс. Это могут быть разнообразные мячики, кубики, кольца, браслеты, жевательные подвески или наконечники к карандашу и др. Они помогут сконцентрироваться и сосредоточиться на занятиях.

 

Для мелкой моторики, дидактика

Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений является чрезвычайно важным. Такие игрушки дают всестороннее развитие.

Есть для разных возрастных категорий. Например, игрушки платки, мягкие книги подойдут для самых маленьких карапузов, а старшие могут изучать математику и алфавит с мягкими цифрами и буквами.

В последнее время очень популярными стали Бизиборды. Они завоевали внимание детей. Имеют различную комплектацию. С их помощью ребенок развивает большое количество навыков. Как показала практика, со временем, дети не теряют интерес к этой игрушки.

Также малыши любят складывать пазлы и мозаики. Кстати, именно пазлы считаются символом аутизма.

 

Книги

В игровой процесс можно привлекать книги с пиктограммами. Книги: «Маша заболела», «Белоснежка», «Зоопарк» созданы специально для детей, которые испытывают трудности с пониманием текста. Они способствуют социальной адаптации, развивают речь и навыки общения. Помогут научиться вести себя в различных местах: на приеме у врача, в зоопарке. И с помощью элементов сказки, которые там содержатся, ребенок преодолевает определенные трудности и добивается успеха.

Такая литература поможет специалистам и родителям детей с особыми образовательными потребностями.

 

В интернет-магазине «Инклюзия: реабилитационное и коррекционное оборудование» есть большой выбор качественных игрушек, которые помогут учиться и всесторонне развиваться Вашему ребенку.
Ведь играя, малыш учится жить.