С внедрением в учебный пространство инклюзии, ряд специалистов, педагогов, психологов сталкиваются с проблемой адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Основным направлением работы с такими детьми является познание чего-то нового через призму познавательных процессов: воображение, мышление, внимание, память. В повседневной жизни при общении с близкими людьми познание проходит практически без стрессов. Попадая в новуе незнакомую среду, все познавательные процессы обостряются, а в некоторых случаях имеют психотравмирующуе действие.

     В работе с детьми с особыми образовательными потребностями рекомендуется использовать сенсорную стимуляцию.

Особенно она полезна для детей с инвалидностью, аутистов, детей с нарушением зрения, слуха или речи или расстройствами поведенчески-эмоционального характера.

Сенсорные комнаты стимулируют органы слуха, обоняния, зрения, кинестетические, гравитационные, тактильные ощущения и одновременно создают параллельно успокаивающее и тонизирующее действие. Увеличение психосоматических заболеваний активно распространяется в условиях сегодняшней жизни. В сенсорной комнате можно осуществлять немедикаментозное лечение и профилактику многих болезней, проводить занятия, направленные на снятие психического и физического напряжения и восстановления организма в целом.

 

     Существуют несколько видов сенсорных комнат:

- светлая

- темная

- дидактическая

- интерактивная

- звуковая.

 

Какую сенсорную комнату выбрать и как использовать ее в работе?

 

     В зависимости от возрастной категории выбирается вид сенсорной комнаты, которая будет более действенной. Помещение сенсорной комнаты должно быть соответствующим цели проведения терапевтической работы.

Для расслабления и снятия эмоционального напряжения подойдет темная сенсорная комната с наполнением для быстрого восстановления или коррекционной работы после психотравм. Для этого создается безопасная среда для релаксации. Стены могут быть отделаны мягким материалом. В качестве заземления лучше использовать комфортные пуфики и кресла, которые будут принимать индивидуальные положения при сидении. В кресле-трансформер можно расслабиться, заняв горизонтальное положение. Это снимет напряжение и тонус со всей опорно-двигательной системы. Поверхность пуфиков и кресел стимулирует тактильные ощущения и проводит легкие массажные влияния на все контактные точки.

     Светотерапия основывается на воздействии частиц света на организм человека. Использование различных цветовых гамм и проекций широко применяется специалистами в коррекционной работе с детьми с нарушением психического развития, а также при депрессивных состояний. Например:

- желтый цвет - это цвет тепла, тонизирования и умиротворение;

- синий - успокаивает, охлаждает эмоции, очищает;

- зеленый - успокаивает, снимает напряжение, дает подъем жизненной энергии;

- фиолетовый - успокаивает и стабилизирует, используется, как цвет для восстановления и выхода из катарсиса.

Использование светильника, который проектирует визуальный эффект звезд на различные поверхности или светильника океан, успокоит нервную систему, создаст состояние безопасности и избавит от страха, который нередко приводит к дестабилизации поведенчески-эмоционального характера.

 

     Ароматерапия используется не только для наполнения комнаты приятным успокаивающим ароматом, но и для лечения с помощью эмоций. Любое ароматное масло содержит в себе комбинированные элементы определенных веществ, которые при взаимодействии с организмом, влияют на каждый орган и на организм в целом. Все натуральные масла обладают от природы бактерицидным и противовоспалительным действием и обновляют механизм саморегуляции в организме.

 

     Звукотерапия - это один из самых действенных методов воздействия на центральную нервную систему. Лечебное действие базируется на колебании и частоте звуков и использовании различных тембров и направлений звучания. Различные колебания по-разному влияют на организм. Так, например, при активной музыкотерапии ребенку рекомендуется самостоятельно выбирать инструмент, который бы он хотел использовать для воспроизведения звуков. Использование музыкотерапии в темной сенсорной комнате освобождает от скованности и формирует желание быть увиденным, проходит подсознательная интеграция ребенка в социальную группу, формируется самоконтроль и выдержка.

Использование зеркального детского панно условно расширяет помещение. Зеркальное панно хорошо использовать в работе с детьми с низкой самооценкой и самопринятием. Использовать зеркальное панно эффективно как в темной, так и в светлой сенсорной комнате.

 

Оптоволоконный пучок бокового и торцевого свечения - это две замечательные незаменимые вещи в работе с детьми и взрослыми. Их мерцание различными цветами завораживает, а возможность прикосновений и держания в руках пучков света создает чувство безопасности, позволяет работать со страхами, снимать напряжение, работать с тактильными ощущениями ребенка и стимулировать его зрение. Такой подход хорошо использовать при болезнях ЦНС и офтальмологии.

 

Ночник Плазма - яркий огненный шар не оставит без внимания ни детей, ни взрослых. Огонь ассоциируется с теплом и комфортом, а здесь есть возможность снять стереотипы и не обжечься. Хорошо работает при коррекционной работы с детскими страхами, положительно действует на нервную систему и снимает психоэмоциональное напряжение.

 

Работая с подсознанием мы освобождаем свое сознание.

Калинчук Алла Борисовна,

практический психолог Коммунального социально-реабилитационного учреждения «Высшее профессиональное училище-интернат», г.Житомир

Вице-президент Украинской Ассоциации Психосоматики репродуктивной перинатальной психологии (УАПРПП)