Создание инклюзивного пространства - это не только обучение особых детей в учебных заведениях, а, прежде всего, создание комфортных условий для получения образовательных услуг, как на начальном звене, так и на всех последующих учебных этапах: сады, школы, колледжи и университеты. Сегодня речь пойдет о младшей школе - первое звено оказания образовательных услуг.

Основная функция ресурсной комнаты

     В процессе работы с учащимися младшего школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, первым шагом в учебном заведении является создание комфортного пространства для социализации и адаптации к учебному процессу. Исходя из зоны комфорта, которую дети имеют в родных стенах дома, и попадая в новую ситуацию, где отсутствуют близкие люди, они получают психотравму, связанную с освоением нового пространства и новых рамок. Для уменьшения психоэмоционального напряжения и для более легкой адаптации рекомендуется создавать комфортные условия для перехода от игровой деятельности к учебной. Одним из лучших методов социализации является создание ресурсных комнат в младшей школе.

     К созданию такой комнаты нужно подойти с пониманием: для чего она нужна и что является основной функцией использования рабочего пространства, который условно можно разделить на секторы.

 

     Основной функцией ресурсной комнаты является сохранение психоэмоционального состояния учащихся с различными нозологиями и школьниками без особых образовательных потребностей и создание в такой группе положительного микроклимата.

 

Зонирование ресурсной комнаты

     Условно ресурсную комнату можно разделить на зоны: учебную, игровую или зону отдыха, угол сенсорной разрядки.

 

     Учебная зона содержит рабочее место учителя и индивидуальное место ученика. Если это ученик с особыми образовательными потребностями, то место должно быть оборудовано с требованием нормативных актов рабочей зоны такого ребенка. Если нужно, также оборудуют зону ассистента, которая не должна составлять дискомфорта для других участников учебного процесса.

 

     Использование профессионального оборудования и соответствующей мебели сохранят пространство и обеспечат его эргономичность. Используемые инструменты и средства должны быть многофункциональными и экологичными.

 

     Учебные парты, за которыми большинство времени находятся дети, должны быть регулируемыми и подстраиваться индивидуально под каждого ученика. Это имеет существенное влияние на сохранение опорно-двигательной системы и создает условия для правильного формирования скелета и мышечной системы.

     Освещение тоже играет не последнюю роль в восприятии учебного материала и влияет на психоэмоциональное состояние ученика. Подстроить общее освещение для всех участников учебного процесса невозможно. Поэтому использование осветительного инструментария должно быть безопасным и профилактическим для учащихся. Сохранение зрительных анализаторов играет немаловажную роль в жизни человека, особенно в младшем школьном возрасте, в период повышенной чувствительности к внешним раздражителям. Профилактические средства являются основой сохранения функции зрения.

 

     В настоящее время высокого развития компьютерных технологий разнообразные гаджеты стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Применяя мультимедийное и интерактивное оборудование в работе с учениками, можно сделать занятия не только яркими, но и эффективными и продуктивным. Учебный процесс с использованием информационных технологий оживляет учебную атмосферу, развивает логику и мышление, повышает заинтересованность и мотивацию.

Знание, донесены детям в зоне учебного и физического комфорта, надолго запомнятся,

а психологическое здоровье будет сохранено!

 

     Игровая зона или зона отдыха в младшем школьном возрасте является одной из важных звеньев для сохранения психологического здоровья. По возможности, при условии достаточного наличия пространства, ее можно разделить на несколько центров деятельности:

- познавательный,

- художественно-творческий,

- игровой.

     В свободное от учебы время ученик сможет проявиться в интересной для него среде. Для наполнения пространства следует использовать экологический, многофункциональный, безопасный инструментарий и учебные средства.

 

     Познавательный центр деятельности создается для релаксации, перехода от учебной к игровой роли, является важным в младшем школьном возрасте. Для организации и наполнения такого пространства удобно и практично использовать специальные стеллажи с интересной литературой, настольными играми, пазлами, играми на логику и развитие мышления, мольберты напольные с магнитной доской.

 

     Художественно-творческий центр деятельности целесообразно наполнить настольными или настенными мольбертами и магнитными досками, наборами для творчества, водяными раскрасками, наборами для моделирования и гравировки. Все эти средства снимают психоэмоциональные нагрузки после учебного процесса и имеют арт-терапевтический эффект.

 

     Игровой центр деятельности - важное пространство ресурсной комнаты, в котором следует также предусмотреть:

- условия для песочной терапии,

- сухой бассейн с подсветкой и шариками,

- пуфы различных форм и цветов,

- специальные тренажеры.

 

     Угол сенсорной разрядки желательно обустроить в отдельной комнате или же создать зонированием в рамках существующего помещения. Эта территория может использоваться двояко:

- для стабилизации психологического состояния учащихся,

- для консультационной и коррекционной работы психолога.

 

     Правильная организация пространства ресурсной комнаты и ее комплектация качественным оборудованием способствует эффективным занятием и обеспечивает положительную психологическую атмосферу для детей и педагогического коллектива.

 

     

Калинчук Алла Борисовна,

практический психолог Коммунального социально-реабилитационного учреждения «Высшее профессиональное училище-интернат», г.Житомир

Вице-президент Украинской Ассоциации Психосоматики репродуктивной перинатальной психологии (УАПРПП)