"Дети дождя", так называют детей с аутизмом. Эти дети с особым мировосприятием, и чрезвычайными возможностями. Они могут часами смотреть, как идет дождь, (поведение во многом загадочное) их не интересуют занятия присущи другим детям. Поэтому во всем мире голубой цвет является символическим цветом для людей с аутизмом. Социум воспринимает их, как молчаливых, замкнутых людей, которые всего лишь требуют нашего понимания и поддержки.
Аутизм – это состояние возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Присущей чертой для детей с аутизмом является всесторонний дефицит общения и избежание коммуникаций. Все дети с аутизмом уникальные по своему, поэтому важно это учитывать учителям при планировании учебных процессов. Однако есть ряд особенностей, которые необходимо учитывать при общении с "особыми".
"Детям дождя" может не понравиться:
-
яркий свет;
-
яркие краски;
-
скопления людей;
-
взгляд в глаза;
-
шум;
-
незнакомые люди;
-
прикосновения.
Комфортная среда для детей с аутизмом:
-
говорите с ребенком вполголоса;
-
терпеливо ожидая ответ на вопрос;
-
не требуйте зрительного контакта;
-
не навязывают прикосновения;
-
избегайте резких движений.
Вместе с тем есть особенности в усвоении материала такими детьми, о которых должен знать каждый педагог для эффективного образования:
-
Дети могут точно запомнить и точно воспроизвести предоставленную информацию, зачастую не анализируя ее и не интерпретируя.
-
Визуализация лучше помогает усвоить материал. Рекомендуется при обучении использовать методику Глена Домана, Никитиных и другие.
-
Не различают эмоций у других людей. Но умение распознавать эмоции можно развить с помощью коррекционно-развивающих занятий с зеркалом эмоций.
-
Для них очень важно соблюдать режим дня, единообразие в еде и одежде.
-
Детей с аутизмом невозможно заставить что-либо делать, или воспитывать методом наказания.
-
Эффективность от обучения будет только если приложить усилия, терпение и понимание.
Как подготовить детей с аутизмом к посещению учебного заведения. Социальная адаптация – фундаментальное правило инклюзии
Дети с аутизмом способны обучать, дисциплинировать и удивлять окружение в котором находятся. Поэтому ученикам перед началом учебного процесса необходимо донести особенности поведения одноклассника. Дети с аутизмом без причины могут:
-
вроде не реагировать на ваше присутствие;
-
бубнить себе под нос;
-
закрывать руками уши;
-
носить необычные предметы;
-
громко смеяться;
-
осуществлять непоследовательные движения;
-
эмоционально реагировать на обычные для нас вещи и тому подобное.
Они требуют внимания и дружбы, вместе с тем могут отвлекать от процесса обучения других детей. Это нужно понять и поддержать ученика в его беспокойстве неусидчивости, создайте особое пространство в классе для ребенка, или дайте ему какую-то особую вещь, игру для развития мелкой моторики рук (кубик Рубика, головоломки, пазлы и т.д.). Примером социального пространства в таких случаях может быть сенсорная комната, которая может стать тем безопасным местом в школе для ребенка.
Любовь – основной инструмент для социализации и обучения
Детям с аутизмом к сожалению приходится испытывать страх перед социумом, а иногда окружающий мир не воспринимает их, осуждает за собственную неосведомленность. Но закрыться еще больше от мира – это не выход.
Существует множество примеров, когда аутисты, которых специалисты не сочли способным к обучению, показывали феноменальные результаты, в математике, музыке, изобразительном искусстве и во многих других сферах. Главной движущей силой является любовь родителей, учителей, друзей, психологов.
Поэтому если в медицинской карте ребенка записано "аутизм", или в вашем классе будет учиться ребенок с аутизмом, главное не терять время, не опускать руки, и применять мировые практики и методики (например, методика Глена Домана, Нумикон, и др.). Аутизм невозможно вылечить, так же, как врожденную гениальность вашего ребенка, которую нужно правильно развивать.
Интернет магазин "Инклюзия" предлагает подборку специальной литературы и учебных методик, которые подходят именно для вашего ребенка.