На сегодняшний день в психологической и психотерапевтической работе используют различные методы и техники. Одним из популярных методов является песочная терапия.

 

Песок - это очень интересный и загадочный материал. Он способен снимать нервное напряжение, улучшать настроение, вызывать самые богатые ассоциации. Игра с песком захватывает и взрослых, и детей. С помощью таких игр можно выразить свои чувства и переживания. Не требуется специальных навыков для работы с этим материалом, так как всем детям он знаком и понятен.

 

Задачи песочной терапии

- Раскрытие индивидуальности.
- Активизация творческих способностей и фантазии.
- Решение психологических проблем.
- Лишение комплексов и страхов.
- Снятие внутреннего напряжения и получения эмоционального удовлетворения.
- Развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
- Формирование навыков позитивной коммуникации.
- Улучшение памяти, внимания и пространственного воображения.

 
     Песочница - это уменьшенная модель окружающего мира, где дети могут свободно творить, не боясь что-то сломать или испортить. Обычно изготавливается из дерева.
Песочницу можно сделать самому или приобрести и пользоваться ею в домашних условиях. Но чтобы достичь нужных результатов в терапии следует заниматься со специалистом.
В кабинете психотерапевта обычно есть определенные правила и нормы по размещению и наполнению песочниц.

Виды песочниц
Юнгианская песочница
Это деревянный ящик, который имеет четко установленные параметры - 50/70/8 см. Именно такой размер является комфортным для восприятия.
Дно и борта окрашены голубым цветом, символизирующим небо и водоемы.
Песочницу можно разделить горизонтально на две зоны (женская и мужская) или на три (прошлое, настоящее и будущее). Или вертикально на три части - мысли, эмоции, действия.
По возможности используют 2 песочницы - для сухого и мокрого песка.
Столы стоит размещать в центре комнаты, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ со всех сторон.
Отдельно на стеллажах размещаются миниатюрные фигурки, которые необходимы в песочной терапии.
Их должно быть достаточное количество и очень важно позволить ребенку самостоятельно выбирать предметы для работы.
Смотря на выбор ребенка, можно понять причину возникновения проблемы. Особенностью во время занятий с песком является то, что психолог внимательно наблюдает, а не руководит.
Это позволяет лучше понять чувства и эмоции ребенка.

 
Набор игрушек и предметов для песочной терапии
- Люди
Должны быть разного пола, возраста, а также различных специальностей. Сюда же относятся фигурки персонажей сказок, легенд и мифов.
-  Животные
Домашние, дикие, морские, доисторические, а также герои мультфильмов. Желательно, чтобы были семьи животных.
- Птицы
Дикие и домашние, а также сказочные летающие существа (динозавры).
- Насекомые
Бабочки, жуки, пауки, мухи и др.
- Морские жители
Рыбы, осьминоги, крабы, морские коньки и звезды, мушли и др.
- Жилье людей
Современные здания и предметы мебели, сооружения школ, больниц, магазинов, домики из сказок и жилья разных народов.
- Муляжи посуды и продуктов питания.
- Транспорт
Наземный, воздушный и водный.
- Растительность
Деревья, трава, цветы. Можно использовать и природные материалы - каштаны, желуди, кора деревьев, семена растений и т.д.
- Аксессуары
Картинки, фотографии, ткани, бусинки, пуговицы, украшения и др.

Световая песочница
Идеальный дидактический материал в игровой терапии. Подходит для школ, инклюзивных ресурсных центров, сенсорных комнат.
Именно эта песочница идеально подходит для песочной анимации, которая является одним из самых эффективных методов в развитии детей.
Этот удивительный процесс не оставляет никого равнодушным, улучшает эмоциональное состояние. Подходит для детей с разными темпераментами.
Занимаясь данным видом творчества, гиперактивные дети становятся уравновешенными, скованные расслабляются, агрессивные успокаиваются.
Ребенок, который занимается рисованием на песке чувствует себя настоящим художником.

Интерактивная песочница
Это современное и революционное оборудование, которое подходит для песочной, сенсорной и игровой терапии.
Эта песочница позволяет создать собственный мир, который без труда меняется или дополняется.
С помощью программного обеспечения можно воспроизвести природные явления соответствии с законами физики.
Использование интерактивной песочнице способствует развитию речи, коммуникативных навыков, стимулирует зрительную, тактильную системы,
а также развивает общую моторику и координацию движений.

Какой песок используется?
     Песок для наполнения песочниц может быть различным. Основное чтобы он был качественным: экологическим и чистым. Можно использовать песок с берега реки, озера или моря.
Но перед работой его нужно очистить и кварцевать. Для песочной анимации лучше всего подойдет очень мелкий и сухой песок.
Мокрый пригодится, когда захочется слепить объемные фигуры или здания.
     Также в этом случае можно использовать кинетический песок.
Особенность кинетического песка в том, что он очень приятный на ощупь, не липнет к рукам и одежде, легко вычищается с любых поверхностей и не оставляет следов.
А чтобы занятия стали еще более интересными и захватывающими можно работать с цветным песком.
     В интернет магазине «Инклюзия: реабилитационное и коррекционное оборудование»
вы можете получить необходимую консультацию по оборудованию для песочной терапии и выбрать для себя наиболее подходящий вариант.