Благодаря внедрению инклюзивного обучения, дети с особыми образовательными потребностями могут посещать школьные и дошкольные учреждения. Ведь, согласно Конституции Украины, каждый ребенок имеет право на образование. Инклюзивное образование доступно для детей, имеющих интеллектуальные нарушения, задержку психического развития, нарушения зрения, слуха и речи, нарушение функции опорно-двигательного аппарата, нарушения спектра аутизма и тому подобное.

 

Родители или опекуны ребенка имеют право выбрать дошкольное заведение, которое находится ближе к месту жительства, без каких-либо разрешений и направлений. Решение о посещении ДОУ принимают родители на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Эта консультация является рекомендательной и направлена на то, чтобы лучше изучить особенности психического развития ребенка, его навыки, возможности и потребности, социальный опыт и усвоения знаний.

На основании заявления, соответствующих документов и предварительного согласования с руководителем учреждения создается инклюзивная группа, независимо от подчинения и формы собственности ДОУ.

                 Создание таких групп это шаг навстречу ребенку через новый подход к воспитанию и обучению. Важно то, чтобы не ребенок подстраивался под систему, а чтобы система учитывала его потребности. Прежде всего, нужно правильно обустроить пространство в инклюзивной группе, обеспечить равные условия пребывания для всех детей и выполнения коррекционно-развивающего и учебно-воспитательного процессов, организовать психолого-педагогическое сопровождение.
                 Руководитель должен заранее позаботиться о специалистах, которые будут приобщены к процессу обучения.

Комплексный подход - лучшее решение для обучения и воспитания.

Поэтому в инклюзивных группах, кроме воспитателя и помощника воспитателя, с дошкольниками дополнительно работает ассистент воспитателя и профильные специалисты. Логопед, дефектолог, психолог, медицинский и музыкальный работники являются участниками учебно-воспитательного процесса. Детям, которые самостоятельно не передвигаются и нуждаются в посторонней помощи, назначается ассистент.

Существует «Порядок комплектования инклюзивных групп в ДОУ» и по нему группу могут посещать до 15 человек, 1-3 из которых с особыми образовательными потребностями (ООП), в том числе с инвалидностью.

Компетентность специалистов, работающих в инклюзивном группе, слаженность их работы это одно из условий эффективности дошкольного образования. Воспитателям, помощникам и другим педагогам, которые вовлечены в учебный и воспитательный процесс рекомендуется проходить тренинги и тестирования.

Педагоги должны создавать в группе психоэмоциональный комфорт. Для этого нужно организовывать психологические и развивающие занятия, подвижные игры, тренировки. Используя оборудование в ресурсной комнате, разнообразные дидактические материалы, развивающие игрушки и учебно-наглядные пособия.

Особенно нужно заботиться о развитии коммуникативных навыков между детьми. Педагоги в дошкольном учреждении, прежде всего, должны формировать положительное отношение здоровых воспитанников к детям с психофизическими недостатками. При этом не акцентировать внимание на ребенке с ООП, он не должен занимать особое место в группе. Достаточно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно, безопасно и стремился быть самостоятельным насколько это возможно. При правильном подходе и организации, у детей будут развиваться навыки работы в команде, сотрудничество, взаимопомощь, умение совместно решить проблему.

Также важно сотрудничество с родителями. Проведение консультативной работы с родителями позволит специалистам лучше узнать и понять ребенка. А родители в свою очередь получат информацию о потенциальных возможностях ребенка, о его успехах или неудачах, о том, чему стоит уделять больше внимания дома. Такая командная работа, поддержка и взаимопонимание поможет получить отличные результаты в обучении и развитии ребенка.

 

Обустройство пространства в дошкольном учреждении с инклюзивными группами

В настоящее время инклюзия является обязательной в школах и детских садах, поэтому при строительстве или реконструкции этих зданий должны создаваться все условия для доступного, безопасного обучения и воспитания детей.
                 - Беспрепятственный доступ в помещение - наличие пандусов.
                 - Соблюдение температурно-воздушного режима.
                 - Наличие достаточного естественного освещения и при необходимости обеспечения искусственным.
                 - Выбор качественной мебели и правильное их расположение в коридоре, группе, кабинетах специалистов.
                 - Обеспечение необходимыми учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами, оборудованием для занятий и игр.
                 - Обустройство ресурсной комнаты для проведения психолого-педагогических и коррекционно-развивающих занятий.

Преимущества инклюзивного образования в дошкольном учреждении

В инклюзивных группах дети с особыми образовательными потребностями вовлечены в учебный процесс. Они общаются со сверстниками, находят друзей, становятся открытыми и чувствуют себя увереннее. Привлекаются к совместным играм и творческим занятиям. Это все способствует речевому, когнитивному, социальному и эмоциональному развитии.

Дети с типичным развитием учатся толерантности, умению сострадать, помогать, поддерживать. А воспитатели и специалисты лучше понимают потребности и особенности детей, получают новый опыт, овладевают различными педагогическими методиками.
Поэтому преимущества есть для всех. Успешное пребывания в инклюзивных группах является прекрасным началом для дальнейшего образования.