Какие игрушки задействованы в процесс коррекционной работы с ребенком аутистом.
Аутизм - это расстройства в нервной системе, которые влияют на поведение в социуме. Эти нарушения обычно проявляются в раннем возрасте.
Спектр расстройств является широким. Поэтому стоит понять на сколько важен правильный подход к обучению и лечения ребенка с РАД - ранний детский аутизм. Все зависит от диагноза и реальных возможностей самого ребенка.
Лучшей является терапия, сочетающая различные подходы, комбинации и способы лечения. Одним из методов в этой нозологии является сенсорная коррекция.
Организация пространства для обучения, игр и общения в сенсорной комнате.
Освещение
В светлой сенсорной комнате должно быть окно для проветривания помещения. Но нужно использовать шторы или жалюзи для подавления дневного света.
В темной сенсорной комнате уместно использование светильников и ночников.
Активные игры и спорт
Тренажеры такие как Перекотиполе, Космонавт, различного типа качели развивают чувство равновесия, помогут укрепить мышцы, потренировать вестибулярный аппарат и помогут физическому развитию ребенка. А играя в бассейне с шариками, ребенок не только получит положительные впечатления, но и сможет изучать цвета.
Мебель
После игр и занятий можно отдохнуть на мягких и удобных пуфиках, игровых диванах и креслах мешках.
Расслабление и релаксация
Для этого подойдет темная сенсорная комната, направленная на расслабление, снятие стресса и восстановление эмоций. Атмосфера должна быть уютной и спокойной.
Безопасность
Мебель и модульные конструкции должны быть созданы из мягких материалов, не иметь острых углов. Все части легкие, прочные и компактные.
Итак, если все организовать правильно, создать соответствующие условия - ребенку будет комфортно. Он с удовольствием вернется сюда снова и будет участвовать во всех занятиях и играх.
Сенсорные игры помогут ребенку лучше почувствовать, увидеть и распознать мир. Сделают это не навязчиво и без ущерба для него. Через игру передаются положительные эмоции, есть возможность контакта и общения с другими людьми. Важную роль играют игрушки. С их помощью ребенок познает различные ощущения:
• зрительные (цвет, размер, форма предметов)
• слуховые (звуки, музыка)
• тактильные (фактура материала, отверстия в игрушках, шнуровки)
• обонятельные (запах пищи, природных материалов)
• вкусовые (вкус различных продуктов)
• двигательные (ориентация в пространстве, равновесие)
Игрушки выбираем по принципу особенностей ребенка. Они должны быть простыми и безопасными, не ломаться. А если так случилось, то все должно легко исправляться, корректироваться в процессе игры.
Виды сенсорных игр:
- с цветом.
Рисование красками на бумаге, камешках, стекле. Это позволит задействовать не только зрительные ощущения, но и тактильные. Раскрасить воду и таким образом изучать цвета. А чтобы было эффектно, добавить немного мыла или шампуня и получить цветную пену. - с водой.
Вода очень положительно влияет на эмоциональное состояние, помогает расслабиться. Вариантов для игр есть множество: переливание воды по разным сосудах, создание фонтана, поставив руку под струю воды, игры с воронками и другие.
А если задействовать стол-ванну и подключить фантазию, то ванна «превратится» в озеро, море и даже океан. - с крупами и другими природными материалами.
Такие игры отлично развивают мелкую моторику рук, помогут развитию речи.
Создание сенсорных коробок, где будут задействованы не только природные материалы, но и любимые игрушки ребенка. Это могут быть небольшие машинки, фигурки из конструктора. Вырезания аппликаций, рисование на манке, песке. Во время занятия с сыпучими материалами будет удобно использовать специальный стол с подсветкой, который точно заинтересует ребенка и сократит ваше время на уборку. А можно воспользоваться и простой картонной коробкой или миской. - со светом и тенями.
Используя лампу, фонарик или свечку создадим настоящий театр теней на стене. С помощью зеркала поиграем с солнечными зайчиками. А зеркальная сфера точно приятно удивит. - ролевые игры.
Такие игры хорошо развивают социальные навыки. Играя, ребенок не только представляет себя в другом образе, но и примеряет на себя другие ощущения и эмоции.
В игре можно сделать то, что страшно в реальном мире. Так, копирование врача, продавца, учителя позволит адаптироваться к определенной ситуации в социуме. А также поможет сдружиться с другими детьми, воспроизводя вместе, например, сказку. Здесь пригодится Магнитная доска и несколько магнитов-зверюшек. А с домиком можно разыграть любую сказку. - подвижные игры
Прыжки, метание мяча, бег, плеск в ладони. Это все направлено на растяжку, чувство равновесия, укрепления мышц. Простая зарядка станет интереснее и веселее, если ее делать на сенсорной дорожке. Также можно использовать различные тренажеры, о которых упоминалось ранее. Важно помнить, что во время подвижных игр нужно регулировать физическую нагрузку и контролировать внешние признаки усталости.
Если игры будут сопровождаться ритмичными стишками или детскими песнями, детям будет веселее и интереснее и это поможет привлечь их внимание.
Что важно при выборе игр для детей с аутизмом?
Специалисты рекомендуют, чтобы игры для детей были простыми и доступными, они не должны вызывать у них напряжения и отталкивания. Желательно, чтобы это было что-то знакомое, с чем уже играли ранее. Понемногу игры должны развиваться, по нарастающей - начать с самых элементарных и переходить к более сложным.
Стоит отметить, что дети с различными особенностями будут по-разному воспринимать ту или иную игру.
Поэтому во время занятия нужно индивидуально подходить к каждому ребенку, помогать, поддерживать, подсказывать, повторять по несколько раз, если это потребуется.
Подобрать сенсорные игры для коррекционной работы с ребенком аутистом и получить индивидуальные рекомендации всегда можно в интернет-магазине «Инклюзия: реабилитационное и коррекционное оборудование».